Служанки Пенелопы
Giant
orthologia
Из всего Платоновского «Пира» наибольшую известность получила речь то икающего, то чихающего Аристофана, в которой изложен миф об андрогине. Шутника Аристофана, думаю, очень потешил бы тот факт, что его рассказ про прыгающих то на четырех, то на двух, а затем и одной ножке людях получит романтическую интерпретацию....

Небольшая публицистическая шалость про эрос и философию.

Платоновский семинар 18.01.2013, РАШ, РГГУ
Giant
orthologia
Семинар "Современные подходы в изучении Платона"
Доклад. А. Серегина, ответные реплики И. Мочаловой, И. Протопоповой, А. Ахутина др.
Запись, благодаря А. Глухову, можно скачать здесь

Моя реплика примерно с 1:45:45

Scheduled
Giant
orthologia
Апрель 2013: SOPHISTES: Der platonische Dialog und Heideggers Marburger Vorlesung (WS 1924/25) (Германия, Марбург).

Август 2013: 11th international conference on Origen studies: Colloquium Origenianum Undecimum 'Origen and Origenism in the History of Western Thought' (Дания, Орхус).

Программ пока нет.

Сократический протрептик
Giant
orthologia
Сократики и λόγος προτρεπτικός в 4 в. до н.э. // Вестник ПСТГУ Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2012. Вып. 3 (41). С. 105–114

Доступно по ссылке

Краткая аннотация:

Так называемый «сократический протрептик» традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона (П. Хартлих, 1889; К. Гайзер, 1959 и др.). Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического корпуса для IV в. до н.э., а также на расхождения (как в форме, так и в содержании) между эксплицитно маркированными протрептиками IV в. («Клитофонт», «Евтидем») и т.н. «сократическими протрептиками».


"Внемли себе"
Giant
orthologia
Беседа III Свт. Василия Великого «На слова: внемли себе» как философский протрептик // Вестник ПСТГУ I (Богословие. Философия): 1 (39), 2012, с. 21–29.

Не могу выложить по соображениям копирайта, вот краткая аннотация:

Беседа III Свт. Василия Великого «На слова: Внемли себе» как философский протрептик
В статье рассматриваются некоторые протрептические мотивы диалога «Алкивиад I» в беседе свт. Василия Великого «На слова: Внемли себе». Как и автор диалога, свт. Василий использует сакральный текст, чтобы побудить своих слушателей заботиться о душе, очевидно рассматривая библейское «πρόσεχε σεαυτῷ» (Втор 15. 9) как аналог дельфийского призыва «γνῶθι σαυτόν». Во второй части статьи указывается на некоторые параллели с текстами Порфирия и Евсевия, а также с «Благодарственной речью», приписываемой традиционно свт. Григорию Неокесарийскому. Наконец, третья часть работы посвящена вопросу о том, почему свт. Василий избирает текст Второзакония для разработки протрептических мотивов «Алкивиада I».


Пдф по запросу.

XXI Богословская конференция, 2010
Giant
orthologia
Святитель Василий Великий о паренезе: библейские тексты в свете античной традиции.

Свт. Василий Великий о паренезе: библейские тексты в свете античной традиции // XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 2011, с. 151-155.

Паренеза: философская и риторическая традиция
Giant
orthologia
Опубликовано в "Вестнике ПСТГУ", 2011 г.
Доступно по ссылке на academia.edu

Паренеза: философская и риторическая традиция // Вестник ПСТГУ III (Филология):3(25), 2011, с. 23-36.

Колонка в "Фоме"
Giant
orthologia
Небольшая шалость на тему "Зачем христианину философия?"

Скажем, влечет человека к философии. Но не всех влечет, кого-то и не влечет вовсе. У кого-то, скажем, «жена, дети, Серна, дети от Серны и еще от одной женщины, которая живет в Ростове-на-Дону». Впрочем, и без Серны и женщины в Ростове-на-Дону, с одной женой и детьми, все равно не до философии...

Конференция "Платон и платонизм"
Giant
orthologia
Анонс моего доклада на тему "Эленхос и небытие в диалоге Софист"

Шестое определение софиста в одноименном диалоге Платона содержит упоминание об эленхосе (230a-e), которое обычно рассматривается как ретроспективная оценка метода, применяемого платоновским Сократом в ранних диалогах (вплоть до «Менона», где, согласно многим исследователям, на смену эленхосу приходит гипотетическое рассмотрение). Согласно этому определению, основная функция эленхоса — катартическая; он очищает испытуемого от ложных мнений, которые препятствуют усвоению подлинного знания. Этот пассаж нередко приводится в подтверждение точки зрения, что эленхос ранних диалогов — это не более чем подготовка, приготовление к более «конструктивной» философии средних и поздних диалогов. Такую точку зрения защищают, в частности, Р. Робинсон и Ч. Кан.

Москва, 2012.
Публикация в работе.

Сократ и Вьетнам
Giant
orthologia
На сайте Гефтер.Ру опубликован мой перевод речи Грегори Властоса, одного из наиболее известных философов-антиковедов ХХ в., под названием "Сократ и Вьетнам".

Текст:

Человека, решительно настроенного на занятия наукой в современном академическом сообществе, объединяет с Сократом «Апологии» по крайней мере одна общая черта: профессиональная самоотверженность.

Комментарии: мой, Алексея Глухова, Юрия Шичалина и Ивана Болдырева здесь:

Текст Грегори Властоса — еще одна попытка объяснить, почему интеллектуал должен быть политически ангажирован. В отличие от Сартра, который, чтобы обосновать свой пафос политического соучастия, брался выяснить существо литературы, Властос апеллирует к историческому контексту и не боится задавать вопросы по поводу сегодняшнего дня.

Комментарий Татьяны Левиной:

Однажды Д.М. Меньшов рассказывал о рождении Московской математической школы: «А потом наступил 1917 год. Это был очень памятный год в нашей жизни, в тот год произошло важнейшее событие, повлиявшее на всю нашу дальнейшую жизнь: мы стали заниматься тригонометрическими рядами…»

?

Log in